Приказ Минавтотранса РСФСР от 09.12.1970 N 19 «Об утверждении Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта»
МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РСФСР
ПРИКАЗ
от 9 декабря 1970 г. N 19
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
ПОДВИЖНОГО СОСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
1. Утвердить разработанные в соответствии с Уставом автомобильного транспорта РСФСР Правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта согласно Приложению.
2. Главным управлениям, управлениям и отделам центрального аппарата Министерства, республиканским объединениям, Главленавтотрансу, Главному управлению «Совтрансавто», Главмежавтотрансу, транспортным управлениям, управлениям пассажирского автомобильного транспорта, предприятиям, учреждениям и организациям системы Министерства:
принять к неуклонному руководству и исполнению Правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта;
организовать в IV квартале 1970 г. изучение Правил всеми инженерно – техническими работниками и служащими, связанными с содержанием и эксплуатацией подвижного состава, а также шоферами.
2. Управлению учебных заведений:
а) предусмотреть в учебных программах подготовки техников автотранспорта, а также факультетов и курсов повышения квалификации руководящих и инженерно – технических работников обязательное изучение Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта;
б) обеспечить изучение Правил на курсах подготовки и повышения квалификации шоферов.
3. Техническому управлению, Главному производственному управлению и НИИАТу оказывать практическую помощь предприятиям, учреждениям и организациям в решении вопросов, связанных с применением Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта.
Министр
Е.ТРУБИЦЫН
СПРАВКА
О РАЗРАБОТКЕ И ПОДГОТОВКЕ К УТВЕРЖДЕНИЮ
ПРАВИЛ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДВИЖНОГО
СОСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта (ПТЭ) разработаны в соответствии со ст. 15 Устава автомобильного транспорта РСФСР. При этом, поскольку ПТЭ содержат предписания, касающиеся всех видов автомобильного подвижного состава, включая автобусы, введением их в действие одновременно выполняется и пункт 20 Постановления Совета Министров СССР от 26 декабря 1967 г. N 1152, обязывающий Совет Министров РСФСР совместно с Советами Министров других союзных республик и заинтересованными организациями к разработке и утверждению правил технической эксплуатации автобусов.
Разработка ПТЭ осуществлена НИИАТом (отв. исполнитель – нач. лаборатории Плеханов И.П.) во исполнение пункта 3 Приказа N 3 Министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог от 10 февраля 1969 г.
После предварительного рассмотрения Техническим управлением Министерства первая редакция текста ПТЭ была разослана в конце 1969 г. на отзыв 34 заинтересованным министерствам и ведомствам, в т.ч. 13 Министерствам автомобильного транспорта союзных республик, а также передана подразделениям Минавтотранса РСФСР. Список сторонних организаций, которым были направлены ПТЭ, прилагается <*>.
——————————–
<*> Не приводится.
В течение I кв. 1970 г. были получены отзывы от 27 организаций.
13 организаций сообщили о своем согласии с текстом первой редакции ПТЭ. В отзывах остальных 14 организаций содержится в общей сложности 118 замечаний, которые были внимательно изучены. 55 замечаний были полностью или частично учтены и по ним в текст ПТЭ внесены необходимые уточнения, в результате чего составлена вторая редакция ПТЭ, направленная для рассмотрения в следующие подразделения Министерства: Техническое управление, Главное производственное управление, Центравтотранс, Югавтотранс, Уралавтотранс, Востокавтотранс, Управление труда и заработной платы, Отдел главного ревизора по безопасности движения, Юридический отдел с арбитражем.
По замечаниям перечисленных подразделений Министерства была произведена в рабочем порядке окончательная корректировка текста и получена окончательная редакция ПТЭ, представляемая руководству Министерства для утверждения.
Начальник Технического
управления
Н.ПАНКРАТОВ
25 сентября 1970 года
Утверждаю
Министр автомобильного
транспорта РСФСР
Е.ТРУБИЦЫН
9 декабря 1970 года
ПРАВИЛА
ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
ВВЕДЕНИЕ
1. Правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта разработаны в соответствии с Уставом автомобильного транспорта РСФСР и устанавливают:
- требования к подвижному составу автомобильного транспорта и основные положения о его содержании (обслуживании, ремонте, хранении);
- предписания, касающиеся технической стороны использования подвижного состава при выполнении автомобильных перевозок;
- требования к зданиям, сооружениям и оборудованию для обслуживания, ремонта и хранения подвижного состава и общий порядок их содержания.
2. Настоящие Правила обязательны для всех находящихся на территории РСФСР автотранспортных предприятий и организаций, а также других предприятий и организаций, эксплуатирующих подвижной состав автомобильного транспорта, в том числе специальный, независимо от их ведомственной принадлежности, за исключением автотранспортных предприятий Министерства обороны СССР, Комитета Государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерства внутренних дел СССР.
3. Издаваемые в системе Министерства автомобильного транспорта РСФСР специальные правила, инструкции и указания, относящиеся к технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, а также зданий, сооружений и оборудования, предназначенных для обслуживания, ремонта и хранения подвижного состава, должны строго соответствовать настоящим Правилам.
I. ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ АВТОМОБИЛЬНОГО
ТРАНСПОРТА
4. Основной обязанностью работников автомобильного транспорта является выполнение плана перевозок пассажиров и грузов при безусловном обеспечении безопасности движения, правильном использовании технических средств, максимальной реализации имеющихся внутренних резервов, неуклонном повышении производительности труда и снижении себестоимости перевозок, погрузочно – разгрузочных и других работ.
5. Каждый работник, связанный с содержанием и эксплуатацией подвижного состава автомобильного транспорта, несет по кругу своих обязанностей личную ответственность за осуществление мер по обеспечению безопасности движения.
6. Лица, поступающие на должности, связанные с содержанием и эксплуатацией подвижного состава автомобильного транспорта, обязаны знать:
- Устав автомобильного транспорта РСФСР;
- Правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта;
- Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР;
- правила и особые условия перевозки грузов, пассажиров и багажа;
- правила и инструкции по охране труда, предупреждению и учету дорожно – транспортных происшествий;
- должностные инструкции.
7. Ответственность за выполнение настоящих Правил работниками автомобильного транспорта возлагается на руководителей соответствующих подразделений.
8. Работники, связанные с эксплуатацией и содержанием подвижного состава автомобильного транспорта, после ознакомления с настоящими Правилами дают соответствующие письменные обязательства (форма прилагается) о беспрекословном их выполнении. Указанные обязательства хранятся в личных делах работников.
9. За нарушение настоящих Правил работники автомобильного транспорта несут дисциплинарную или уголовную ответственность в зависимости от характера нарушений и вызванных ими последствий.
II. ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Виды и применение подвижного состава
10. Подвижной состав подразделяется на транспортный (грузовой и пассажирский) и специальный. Транспортный подвижной состав предназначен для перевозки грузов или пассажиров, специальный – для выполнения различных, преимущественно нетранспортных работ, производимых с помощью установленного на нем оборудования.
К транспортному подвижному составу относятся грузовые автомобили, седельные тягачи с полуприцепами, грузовые прицепы, легковые автомобили, автобусы и пассажирские прицепы, а к специальному – пожарные автомобили, автокраны, машины для уборки городских территорий, передвижные ремонтные мастерские, автомагазины и т.п.
Транспортный подвижной состав в свою очередь делится на подвижной состав общего назначения и специализированный (по виду грузов и характеру перевозок).
11. Для каждого вида грузовых и пассажирских перевозок должен выбираться подвижной состав с техническими характеристиками, соответствующими свойствами перевозимых грузов и характеру перевозок.
Требования к техническому состоянию подвижного состава
12. Как правило, к эксплуатации допускается только подвижной состав, выпущенный предприятиями промышленности.
Разрешается эксплуатировать также подвижной состав, модернизированный силами автотранспортных предприятий (организаций) или вновь изготовленный ими на базе готовых моделей подвижного состава, выпускаемых промышленностью (или их агрегатов), с изменениями элементов кузова, кабины, ходовой части и рабочего оборудования, вызванными специфическими особенностями и условиями выполнения перевозок, при отсутствии или недостаточном объеме промышленного производства такого подвижного состава.
Модернизация или изготовление подвижного состава силами автотранспортных предприятий (организаций) разрешается лишь по проектам, согласованным с Управлением Госавтоинспекции МВД СССР в части их соответствия требованиям безопасности движения и утвержденным министерством или ведомством, в подчинении которого находится данное предприятие (организация).